Человек, предопределивший эпоху.
Йога – послание человечеству. Послание человеческому телу, человеческой мысли, человеческой душе.
Св. Кувалаянанда
Хатха йога основана на возможности духовного и психологического совершенствования посредством своего тела, раскрытия скрытого в нем потенциала и в целях создания условий подготовки себя к восприятию реальности и «высших истин». Греки называли его «путь соматиков»,то есть людей тела, материи.
Сафронов А.Г. «Психопрактики в современных традиций от архаики до современности»
Свами Кувалаянанда – йог, мыслитель, философ, ученый, общественный и политический деятель, стоявший у истоков Индийского национально- освободительного движения. Человек, деятельность которого сделала возможным распространение Йоги на Запад, ее популяризацию среди широких масс населения. Большинство его трудов были посвящены научному исследованию древних практик и их влиянию на организм и психику человека. Благодаря им Йога впервые за всю историю своего существования была воспринята «всерьез» требовательными научными кругами и западной интеллигенцией.
Итак, Джаганнатх Ганеш Гун (таково настоящее имя Свами Кувалаянанды) родился 30 августа 1883 года в г. Дабхои (Барода), штат Гуджарат. Некоторое время учился в Пуне, а в 1903 году выиграл стипендию и поступил в Университет Барода на отделение санскритологии и философии, которое успешно закончил в 1910 году. Студенческие годы Ганеша были насыщены событиями, сформировавшими дальнейший жизненный путь ученого. Помимо учебы, Ганеш Гун проявлял недюжинную активность в общественной жизни, увлекался передовыми в то время идеями Бала Гангадхара Локманьи Тилака * и Шри Ауробиндо, читавшего в то время лекции в Бароде.
Принимал активное участие в национальном движении Тилака против политики Британии, развернувшемся в Бароде и Сурате.
Примерно в это же время под началом профессора Раджратана Маникарао** (1907-1910гг), начал практиковать физическую культуру и исследовать действие упражнений, используя знания и методы физиологии; в это время сформировались идеи необходимости всеобщего физического образования для молодежи Индии. По окончании института активно путешествует по Индии с пропагандой своих идей.
В 1916 году становится членом Khandesh Education Society и начинает активную преподавательскую деятельность; в период с 1921 по 1923 гг. возглавляет колледж при обществе. Помимо этого, становится председателем Комитета по Физическому образованию, назначенным Бомбейским Комитетом Физического образования; а также членом Центрального Консультационного комитета физического образования.
В этот период судьба сводит активного общественного деятеля и патриота своей страны с его будущим учителем Шри Пармахамса Мадхавдасджи Махараджем, мастером йоги из Бенгалии. Именно он вдохновляет Гуна на исследования «необъяснимых психофизиологических эффектов» йоги . «… дух материалиста в нем искал научного объяснения (этих эффектов)… и он принял решение посвятить свою жизнь научному изучению Йоги и точному толкованию ее влияния на человеческий организм и психику человека »(Д.Г.Вакхаркар***,1984:4 ).
В жизни Кувалаянанды намечается очередной значимый поворот. Весь пыл и самоотверженность индийского общественного деятеля он направляет на исследование практик и упражнений йоги. Для молодого ученого ничего не кажется невозможным – он искренне горит желанием исследовать феномены паранормальных явлений, найти способы и методики их достижения, опровергая и оспаривая их «необъяснимость» — работа начинает набирать обороты. В 1918 году он начинает активную деятельность совместно с соучеником Шри Йогендрой в созданном им Институте Йоги в Бомбее ( где проработал до 1932 года) .
В 1924 году основывает лабораторию, в которой начинает проводить исследования. (С годами лаборатория разовьется в исследовательский комплекс, состоящий из биохимического, электрофизиологического, радиологического, психологического и психофизиологического подразделений).Первые исследования и первые успехи — наули и уддияна активно воздействуют на корпоральное давление, изменяют состояние перистальтики, электрическую активность мышц. Йога впервые заговорила на языке анатомии и физиологии, сорвав с себя покровы таинственности и «мистицизма», которые скорее скрывали смысл многих древних посланий, нежели проясняли его.
В 1928 году начинает свою деятельность отделение философии и литературы, в работе которого задействованы как санскритологи, так и специалисты по английской литературе – начинается кропотливая работа по переводу классических текстов.
В 1929 году начинают свою работу первые государственные курсы йоги в рамках последипломногообразования.
В 1935 году начинает издаваться журнале «Йога Миманса», публикуются накопленные за годы деятельности института результаты экспериментов. Целями журнала является привлечение широких кругов как научной общественноси, так и обычных граждан. В связи с этим содержимое журнала печатается в 3 разделах: научный, полунаучный и популярный.
В 1936 году открывается оздоровительный центр в Бомбее, в 1943 –отделение в Раджкоте.
Успешные лабораторные исследования ставят перед ученым следующий вопрос – как можно применить техники йоги в терапии различных хронических заболеваний. Асаны и пранаямы находят свое применение в лечении бронхиальной астмы, затем гипертонии, ожирения и др. психосоматических недугов. В 1962 году на донации А.Т. Гупта открывается госпиталь на 36 койко –мест в Лонавале.
В Институт для написания диссертаций начинают приезжать представители США, Венгрии, ЧССР.
Многочисленные исследования приводят Свами к выводу: «Йога –это прежде всего профилактика и способ здорового образа жизни.» И эта идея начинает широко распространяться среди его учеников.
Умер Кувалаянанда 14 апреля 1966 года, оставив после себя сотни преданных делу учеников и исследователей, тысячи вылеченных пациентов, Инстиут Йоги, и по сегодняшний день остающийся передовым образовательным и научно- исследовательским центром, имеющим отделения в 7 городах Индии, а также в США, Франции.
Человек, избравший миссией своей жизни исследование и популяризацию йоги, выполнил свою задачу. «Йога никогда не получила бы такого распространения, не будь она освещена достижениями современной науки» – фраза, произнесенная Дж. Неру во время визита в Институт в 1958 году, тому свидетельство.
P.S.: биография этого человека, поистине, завораживает. Достаточно почитать дневники его исследований, чтобы понять, какой прорыв был сделан в массовом сознании человечества, когда один из многих решил исследовать то, что настойчиво скрывалось веками. Нет исключительности йоги, все достижимо. Если люди сидят в самадхи, значит, этого можно достичь, можно исследовать и понять принцип. Если есть экстрасенсы, можно найти способ воздействия. Если есть древняя традиция, мы найдем первоисточники, посадим ученых Востока и Запада и переведем то, что якобы не могло быть понятно простому смертному. Знания должны быть доступны многим. И у горения нет никаких преград…
Лаборатория Кувалаянанды имела два основных подразделения: один – изучал воздействие асан, пранаям, крий на организм. Второй, и его деятельность была ведущей, –изменения, происходившие с экспериментаторами при достижении измененных состояний сознания. И если в ходе исследований не были исследованы законы трансперсональной духовности, то научно было подтверждено: осознанное управление дыханием возможно, управление деятельностью сердца возможно, Йога – это не религиозный миф, это сокровищница человеческой мысли, это реальность. Квинтессенция стремления человечества познать самое себя и тайны Природы, Вселенной, которая его окружает.
И уддияна – это не лев, который убивает слона смерти. Это – упражнение для диафрагмы и ребер: « …Упражнение называют Уддияна – бандхой, потому что, благодаря мышечному сокращению становится возможным движение духовной силы; анатомически бандха называется улддияной ( поднимающейся, взмывающей вверх) потому, что в ней активно сокращается и поднимается диафрагма…»( Кувалаянанда 1993:37-38)
Искусственные границы, изолировавшие Знание, были разрушены, привлечено внимание известных ученых, политических деятелей, широких масс населения. Йога стала чем-то, что возможно практиковать; набором методов, которые дают шанс практикующему стать, хотя бы на шаг — ближе к безбрежному океану Знания и Духовности.
Ахрамеева Елена
Инструктор Йоги
Врач — йогатерапевт
12.10.2010г.
Комментарии
*первый лидер национального движения за независимость Индии, автор арктической гипотезы о прародине индоевропейцев. Широко известен его литературный труд «Арктическая родина в ведах»
**Гаджанан Яшвант Маник ( профессор Маникрао) (1878 — 1954) – известный общественно –политический деятель. Реформатор и популяризатор системы физического образования в Индии: научно обосновал применение многих физических упражнений, объединил их в систему, ввел названия на хинди, инициировал открытие курсов физ. образования для женщин и для разных возрастных групп. Выходец из семьи военных, способствовал возрождению индийского боевого искусства.
***близкий коллега Св. Кувалаянанды