Тадаги-мудра, прогоняющая старость)

Есть в теле много тайных мест. Глазу невидимых (вскрытие не в счет), на ощупь ненаходимых. Йогин их познает, опираясь на знания и практику. Одна из таких оккультных мышц — грудобрюшная диафрагма.  Как зонт раскрыла свой купол, давая опору легким и сердцу. Подобно поршню, каждый вдох опускается к ногам, каждый выдох взмывает к голове. Метафорически говоря, разделяет тело на верх и низ, она же их и объединяет посредством своего движения

 

Как и любая другая мышца (корректнее говоря – из поперечно-полосатых мышц – тех, работой которых можно управлять) своё движение осуществляет двумя способами мышечной работы.

  • При концентрическом (собирающем) варианте – места прикрепления мышечных волокон сближаются – купол диафрагмы становится ниже.  Центр нашего «шатра» опускается – объём грудной клетки увеличивается – мы можем сделать вдох.
  • При эксцентрическом (удлиняющем) варианте – места прикрепления мышцы удаляются друг от друга. И диафрагма активно двигается вверх, увеличивая купол. Происходит выдох.

 В практике хатха-йоги мы используем как по отдельности каждое из этих положений, так и их чередование.

Во-первых, практика концентрического  сокращения этой мышцы  - это сознательное удержание диафрагмы в положении вдоха.  «Гхерада-самхита» описывает практику как тадаги-мудру.

3.61. сделай живот полным, как пруд: это великая Тадаги-мудра («печать пруда»), прогоняющая старость и смерть.

 Чтобы почувствовать положение диафрагмы – можно сделать глубокий вдох, задержать дыхание и чуть «натужиться»,  опуская диафрагму  вниз. Состояние знакомое рожавшим женщинам  и всем, пережившим борьбу с запором). Занимательно, что в этот момент может появиться ощущение головокружения и «прилива крови к голове». Диафрагма – участвует не только в дыхании, но и в кровообращении. В момент своего опускания купол радует своим плотным прикосновением органы, лежащие под ним – печень, селезенку – отличающиеся большим кровенаполнением. Увеличение давления в брюшной полости (выжимающий эффект) и одновременное расширения просвета сосуда, несущего кровь из нижней части тела (нижней полой вены)  приводят к  увеличению возврата венозной крови к сердцу. Иногда, это и ощущается соматически.                    

Во-вторых,  практика сознательного удержания диафрагмы в состоянии выдоха при активном участии мышц пресса  – это уддияна бандха. Диафрагма удерживается в максимально верхнем положении.

3.10. Подтяни живот — выше и ниже пупка — к спине. Этим великая птица (Прана) влетает в Сушумну и дви­жется теперь только там. Практикующий Уддиана-бандху побеждает смерть. /Гхерада-самхита/

 Занимательно, что и это положение диафрагмы будет способствовать улучшению венозного кровотока в нижней части тела : подъем диафрагмы понижает давление в брюшной полости и облегчает движение венозной крови из ног  — присасывающий эффект. Таким образом, свобода движения диафрагмы есть необходимый элемент функционирования кровеносной системы.

Зная о двух крайних положениях диафрагмы, мы можем говорить о выполнении  кумбхаки (задержки на вдохе) в двух вариантах (не забываем мулабандху и джаланадхарабандху):

  • С высоким стоянием диафрагмы – с уддияна-бандхой. Этот вариант акцентирует на увеличении внутригрудного даления, мягкое воздействие на межрёберные мышцы. Показан при работе с сутулостью, хроническими заболеваниями бронхолегочной системы. На эфирном уровне акцентирован к чакре анахате.
  • С низким стоянием диафрагмы – с тадаги-мудрой.Этот вариант кумбхаки показан при застойных явлениях в малом тазу – заболевания репродуктивных органов, застойные заболевания желудочно-кишечного тракта. На эфирном уровне акцентирован к чакре манипуре.          

 В полном йоговском дыхании мы чередуем два крайних положения диафрагмы. 

     » … у греков словом «френ» обозначали грудобрюшную перегородку, диафрагму, но вместе с тем и дух, душу, ум. Скорее всего, причиной тому было наблюдение, что с прекращением дыхания из тела уходит и жизнь (следовательно, душа связывалась с частью тела, от которой зависело дыхание)».Е.А.Тоpчинов «Пути философии Востока и Запада: познание запредельного». В память об этом осталось название нерва, руководящего работой диафрагмы — френикус))

Запись опубликована в рубрике Блог йоготерапевта Наталии Кравец с метками , , , , , , , , , , , , , , , , . Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Комментарии запрещены.